Гофман, Чайковский и Димаш Кудайберген
«Потусторонний мир Щелкунчика и королевство балета» - так называлась музыкальная лекция, которую организовал для маленьких горожан Алматы театральный режиссер и балетмейстер Дамир Уразымбетов.
Представление было примечательным еще тем, что велась онлайн-трансляция, к ней подключилось около 500 человек из разных областей нашей страны.
Дамир Уразымбетов — театральный режиссер, балетмейстер, кандидат искусствоведения, доцент кафедры арт-менеджмента Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, главный редактор Qazaq Ballet Magazine тщательно подготовился к встрече с юными зрителями. Он рассказал о возникновении сказки, рождении персонажей, воссоздал мировую историю балета «Щелкунчик». Отыскал уникальные архивные видеозаписи и редкие фотографии, такие, как первое издание сказки и другие раритеты.
Кстати, мало кто знает, что рождественская сказочная повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана была впервые опубликована в сборнике «Детские сказки» в Берлине в 1816 году.
Позже переложение сказки сделал Александр Дюма (отец), оно и легло в основу балета Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа.
Обаяние лектора сделало его главным действующим лицом события. Чтобы быть с юными слушателями на одной волне, он, например, сравнивал известность Петра Ильича Чайковского в прошлом - со славой Димаша Кудайбергена и Майкла Джексона в наши дни.
Или посвящал в коллизии постановок «Щелкунчика» в России, когда приезжали молодые примы из Европы для участия в балете и капризно требовали себе оригинальную вариацию спектакля. И Петипа неутомимо переписывал либретто. Рассказал Дамир Уразымбетов об удивительном инструменте челеста – в переводе с итальянского «небесная».
Чайковский, однажды услышав звук клавишного металлофона, просит доставить его из Франции. Композитор решил, что никто не должен услышать звучание челесты до премьеры спектакля. Под чарующие звукиэкзотического инструмента танцует Фея Драже.
И вот еще малоизвестная деталь. Все спектакли «Щелкунчика» на всех сценах мира обязательно сопровождаются рождественской елкой. Эта украшенная игрушками и огоньками ель становится сказкой в сказке, уводя зрителей в библейские смыслы и символы.
Когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, скромная елочка незаметно стояла у входа. Она пришла без подарков и боялась уколоть малыша иголками. Тогда деревья отдали ей свои ягоды и плоды - орешки, соцветья, апельсины и яблоки. И елочка смогла передать эти дары младенцу Иисусу. Есть версия, что рождественскую ель украшал звездами небесный Ангел. Маленький Христос протянул к елке руки, так она стала символом Рождества. Сказочник Гофман также вводит особенный символ в свое повествование - образ Бога и Рока. Это неподвластная людям сила – Кондитер. Жители сказочной страны трепещут перед ним, а Щелкунчик понимает, что Кондитер «может делать из людей все, что ему угодно».
В мире поставлено сотни хореографических версий балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Сказку многократно экранизировали, также существует множество мультипликационных фильмов. Легендарный спектакль всегда остается вершиной мирового балета, идет на всех сценах мира. Постановки претерпевают многообразные метаморфозы – от классической версии до самой радикальной, где почти нет декораций, а герои танцуют современнейшие танцы. Но неизменной остается волшебная музыка Петра Ильича Чайковского.
И в Алматы в конце прошлого года, в честь 130-летия шедевра академического искусства, на сцене Каз НАТОБ имени Абая был сыгран уникальный спектакль «Щелкунчик» с участием известных танцоров балета из Варшавы – Чинары Ализаде и Владимира Ярошенко. Либретто и хореография по сказке Эрнста Гофмана принадлежат Василию Вайнонену, заслуженному артисту РФ - в редакции народной артистки РК Гульжан Туткибаевой.
Ну а сегодня зрителями, слушателями первой лекции цикла «Өнер тәрбиесі» стали алматинские школьники, студенты Хореографического училища имени А. Селезнева, учащиеся физико-математических школ Алматы, вузов и других учебных заведений - членов Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО.
На лекцию-премьеру пригласили Людмилу Рудакову - заслуженную артистку КазССР, лауреата независимой премии "Тарлан". Людмила Георгиевна высоко оценила работу Дамира Уразымбетова: «Он серьезно подошел к лекции, собрал уникальный материал. Я для себя узнала много новых, незнакомых фактов из истории балета «Щелкунчик». В зале сидели благодарные слушатели. Возможно, иные из них станут звездами балета».
Вице-президент Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО, Сабина Акжарова, с радостью поддержала идею проведения серии авторских лекций Дамира Уразымбетова «Өнер тәрбиесі». По ее убеждению, подобные акции формируют интеллектуальный потенциал Казахстана, способствуют всестороннему развитию молодежи.
Серия авторских открытых лекций Дамира Уразымбетова будет продолжена. 2 марта - «Майя Плисецкая и великие французы» и 15 марта — «Парад балетных сказок в Казахстане».
Дамир Дуйсенович Уразымбетов - главный режиссер Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО, член Совета по культуре при Фонде Н. Назарбаева. В 2013 году окончил кафедру режиссуры хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова, в 2015 году - магистратуру Санкт-Петербургского государственного института культуры. Является режиссёром и балетмейстером более 50 массовых театрализованных представлений, спектаклей, концертов в Алматы, Астане и Санкт-Петербурге, автором более 95 сольных и массовых хореографических постановок. Он пишет научные и художественные статьи на темы искусства, хореографии, режиссуры, семиотики, сценических пространств.
Открытые встречи организует научно-творческая лаборатория Qazaq Ballet, спонсором выступает Фонд Первого Президента и Казахстанская национальная федерация клубов ЮНЕСКО. В Казахстане числится 182 клуба – школы, колледжи и вузы. Дети - активнейшие участники всех клубных событий.
Источник: https://dknews.kz/ru/dk-life/274655-gofman-chaykovskiy-i-dimash-kudaybergen
Commentaires